Психолог помогает обрести ответственность.
Большую роль в формировании ответственности играют родители. В младенчестве ( от 0 до 1,5 лет) ребенок сначала лежит, он не самостоятелен, зависим от помощи взрослых. Потом он начинает ползать, у него появляется больше свободы. В 3 года он заявляет "Я сам!" - и это первое проявление желания взять ответственность. Ему хочется самостоятельно кушать, одеваться, что-то делать. Если родители терпеливо и с пониманием относятся к проявлению самостоятельности ребенка, то ребенок получает адекватные отклики. Их никто, конечно, не помнит, но они являются первым побуждением к взятию ответственности.
Если взрослые не дают взять ответственность ребенку, то делают его недееспособным, почти инвалидом. Либо возможен вариант, когда ответственность ребенку дается на время, но при первой возможности отбирается. Тогда ребенок вырастает с мыслью, что я могу взять ответственность, но не полностью, то есть я буду делать, что хочу, но с ответственностью сталкиваться не хочу. "Делать буду я , а с ответственностью пусть сталкиваются другие, мне не нужны риски, это страшно."
Вопросы ответственности связаны с властью. В Древнем Риме у хозяина была власть, и он нес ответственность за раба. Раб ни за что не отвечал. В армии ответственность несет командир.
Осознанность - это значит, я беру свободу, я несу ответственность. Я осознаю свою роль и степень ответственности. Понятие интернальности - я отвечаю за все, что происходит в моей жизни. Экстернальность - я не имею ничего общего с тем, что происходит в моей жизни, виноваты обстоятельства, случай, люди, Бог, кто угодно, только не я.
Взращивание ответственности происходит постепенно, по шагам ребенок начинает брать ответственность сначала за малые поступки, увеличивая их значимость по мере взросления. К подростковому возрасту, если 3 принципа соблюдены ( внимание , поддержка и честная адекватная обратная связь), подросток получает представление о том, где проходит та граница, когда я за что-то могу отвечать.
Таким образом, обретение свободы и взятие ответственности развиваются в человеке одновременно, в какой-то момент (чаще это подростковый период) они сходятся.
4 модели поведения:
1 модель. Мало свободы, мало ответственности. Человек без инициативы, ни за что не отвечает, никуда не движется, нет энергии, похож на "лежачий камень". Это конформный тип.
2 модель. Много стремления к свободе, ответственности мало. Импульсивный тип. Из всех типов склонен более всего к зависимостям.
3 модель. Свободы мало, ответственности много. За все отвечает, ходит за хлебом, смотрит за братиком, никуда не рвется, на таких все ездят, в обществе их любят.
4 модель. Автономная. Свободы много, ответственности много.
Итак, получаем выводы: зависимость=безответственность; если человеку дать много свободы, то ответственность увеличивается; если человека нагрузить ответственностью, степень свободы уменьшается.
Преимущества получения помощи в кабинете Натальи Дян в глубоком разборе причин и периода зарождения безответственности,