Психолог помогает понять причины конфликтности, изменить структуру личности, преодолеть
внутриличностный конфликт.
Внутриличностный конфликт - острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой. Внутриличностный конфликт постоянно сопровождает любые конфликты, участником которых является данная личность.
Показатели внутриличностного конфликта:
- когнитивная сфера: противоречивость образа "Я", снижение самооценки, осознание своего состояния как тупика, задержка принятия решения.
- эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение, значительные отрицательные переживания.
- поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности, неудовлетворенность деятельностью, негативный эмоциональный фон общения.
- нарушение механизма адаптации.
У человека, часто вступающего в конфликт, следует посмотреть мотивы (потребности, интересы, желания, влечения), ценности, самооценку, в том числе оценку личностью своих возможностей, качества и места среди других людей
Причины конфликтов:
Ресурсные - связаны с распределением материальных средств, территории, времени.
Ценностные - случаются при столкновении разных культурных ценностей, верований, убеждений, оценок и отношений. Конфликты между супругами в семьях часто основаны на различиях в восприятии и реагировании мужчин и женщин.
Причинные факторы конфликтности:
.Информационные : неполная и неточная информация, неточно и неполно освещение проблемы и истории конфликта; слухи, дезинформация; преждевременная или запоздалая информация; нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить одну из сторон; спорные вопросы по правилам, порядку, законам.
Поведенческие факторы: неуместность, грубость, непредсказуемость конфликтующего. В основе лежит стремление к превосходству, проявление агрессивности, проявление эгоизма.
Стремление к превосходству может быть проявлено прямо в виде приказаний, угроз, замечаний, отрицательной оценки, критики, обвинения, насмешки, издевки, сарказма. Может проявляться и завуалированно - например, снисходительный тон общения, хотя с проявлением доброжелательности. Может проявляться в виде хвастовства, категоричности, уверенности в своей правоте.
Агрессивность делает человека конфликтным, он сам по себе "ходячий конфликтоген". Он пытается решить свои проблемы засчет окружающих.
Снять агрессию можно тремя способами:
- Пассивный способ - можно кому-нибудь пожаловаться, "выплакаться", выговориться. После того, как человек выслушает Вас с сочувствием, Вы почувствуете облегчение.
- Активный способ - можно найти активность с разрушением целого, разделением его на части: копка земли, работа топором, пилой, разрывание бумаги, резание старой ткани.
- Логический способ - подходит для рациональных людей. Если они докопаются до сути, то в результате работы мысли их эмоции притупляются.
Для предотвращения конфликтности в отношениях следует рассмотреть:
- вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях,
- важность отношений для каждой из сторон,
- совместимость в плане ценностей, поведения, целей.
- различия в образовательном уровне, классовые различия.
- историю отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности.
- ценности сторон, их давление на отношения.
Конфликтных людей можно разделить на два типа :-
конфликтоманы и идеалисты. С первыми стоит построить границы, выйдет всё по их плану против вас. Они будут пользоваться себе на потеху осторожностью,и вежливостью и обходительностью. Они нарциссы с манией величия, страдающие множеством негативных комплексов и старающихся загасить свою боль, причиняя неудобства другим. Поэтому изначально надо выстроить субординацию, не давать веских поводов для претензий и провокаций в свою сторону. Надо действовать вопреки. Игнорировать их выпады и строго реагировать на их попытки раздуть скандал. Они двуличны, и их не стоит подпускать к себе после того, как они обычно меняют поведение на дружеское после безуспешных попыток поиздеваться. Втеревшись в доверие, они выявляют слабые стороны и пользуются панибратством, зачастую тая прошлые обиды и мечту отмстить. Конфликтоманы это диагноз, это капризные истерики. И возиться с ними очень опасно, так как они зачастую манипуляторы и негативные психологи.
А вот второй тип, это просто уважающие себя люди, которые просто долго терпели и вышли из робких людей в уставших озлобленных. С такими уж можно дружить и договориться. Кстати, робкие люди могут превратиться в будущих конфликтников, но сначала они терпят.
По другой классификации
конфликтных людей существует 5 типов:
1 тип. Демонстративный. Создают конфликт на пустом месте, любят привлекать внимание к себе, вмешиваются в чужие конфликты. Могут приспособиться к любым обстоятельствам.
При общении с таким типом надо помнить, что они будут относиться к вам так, как вы относитесь к ним. Хорошо относятся к комплиментам, когда другие обращают на них внимание, интересуются их делами.
2 тип. Ригидный. Во всем сомневаются и всех подозревают, имеют завышенную самооценку, любят похвалу, прямолинейны. Не особо считаются с мнением других. В конфликтологии этот тип считается одним из самых сложных. Поэтому не стоит допускать конфликты с ними.
3 тип. Неуправляемый тип. Ведут себя агрессивно, обвиняют других в неудачах, обладают непредсказуемым поведением. Обвиняю других в собственных неудачах, которые у них случаются нередко, поскольку они не склонны к планированию. Такому типу надо давать возможность высказываться.
4 тип. Сверхточный. обладатели повышенной тревожности, завышенных требований к другим, нетерпимы к критике, скрытны и обидчивы. Личные границы такого типа нарушеть не рекомендуется.
5 тип. Бесконфликтный. Избегают конфликтов, сами не участвуют в них, но могут втянуть в них других. Внутренне противоречивы, внушаемы, неустойчивы. Не задумываются над последствиями.
Преимущества психологической консультации в кабинете Натальи Дян - в профессиональном подходе, глубинном исследовании причин, тщательном анализе всех паттернов поведения, поиск и десенсибилизация триггеров, а также коррекция и терапия